
Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова                                                                                                                          2014, №5 

243 

Верник А. Г., аспирант 

Челябинский государственный университет 

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ РОССИИ КАК ПРИМЕР НЕЭФФЕКТИВНОГО 

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ–АУДИТОРИИ (ВКЛЮЧАЯ АНАЛИЗ  

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНАЛА НА ВИДЕОХОСТИНГЕ YOUTUBE) 

agvernik@gmail.com 

Журналистика должна быть независимой и предоставлять объективную информацию. 

Воздействие бизнес-элит на СМИ привели к желанию общества создавать независимые 

продукты – так возникло общественно–правовое вещание. В России подобное вещание появ-

лялось дважды: в виде ОРТ в 90-х гг. и в виде Общественного телевидения России (ОТР) в 

2012 году. В ходе исследования установлено, что ОТР проигрывает современным телекана-

лам – «Дождь», Russia Today – в популярности на интернет-площадках (в частности, 

YouTube). Для подтверждения этого тезиса вычислены показатели среднего количества 

ежедневно загружаемых выпусков и среднего количества просмотров одного выпуска и про-

веден сравнительный анализ YouTube-каналов популярных телеканалов. Автор описывает 

историю ОТР до настоящего времени и констатирует, что без изменения позиции руковод-

ства канала относительно назначения собственного продукта, а также без формирования 

собственной аудитории в Интернете у телеканала нет будущего. 

Ключевые слова: телеканал, общественное вещание, ОТР, Дождь, Russia Today, 

YouTube, выпуски, просмотры. 

В последнее время все чаще общество 

вспоминает об истинном предназначении жур-

налистики – рассказывать о том, что происходит 

в мире. При этом материалы должны быть не-

предвзятыми, а сами журналисты – максимально 

объективными. В рамках подобных взглядов на 

журналистику появилось общественно–правовое 

вещание, которое не принадлежит ни государ-

ству, ни частным лицам или компаниям, а нахо-

дится в общественной собственности, то есть 

принадлежит своим зрителям [1].  

Несмотря на утопичную, по мнению мно-

гих, идею полной независимости, в мире подоб-

ное телевидение существует и в некоторых 

странах играет основную роль в информирова-

нии граждан. В Великобритании это BBC, в 

Германии – ARD. В ряде стран Европы также 

существует общественное телевидение (ČT1 и 

ČT2 в Чехии, ZDF в Германии), но оно не со-

ставляет конкуренцию крупным игрокам рынка. 

Общественное телевидение сегодня существует 

более чем в 50 странах мира. Оно различается 

формой собственности, способом финансирова-

ния, содержанием программ и объемом аудито-

рии [2].  

Общественное телевидение в России по-

явилось впервые еще в 90-ых годах XX века. 

Канал «ОРТ» (Общественное российское теле-

видение), возглавляемый Владиславом Листье-

вым, планировал перейти на общественную мо-

дель вещания. Генеральный директор канала 20 

февраля 1995 года ввел мораторий на рекламу 

сроком один месяц. К сожалению, Листьев за-

кончить реформу ОРТ не успел: в марте 1995 

года известный журналист был убит [3]. Позже 

от идеи общественного телевидения отказались, 

а в 2002 году «ОРТ» переименовали в «Первый 

канал» [4], полностью отказавшись от обще-

ственного участия в управлении этим СМИ. 

В апреле 2012 года, спустя 17 лет после 

первой попытки запуска общественного телека-

нала в России, премьер-министр России Дмит-

рий Медведев подписал указ о создании Обще-

ственного телевидения России [5]. Президент 

сразу же заявил, что на первом этапе телеканал 

будет финансироваться государством, а впо-

следствии бизнес-модель будет скорректирована 

в пользу сторонних источников финансирования 

[6]. Руководителем нового СМИ после долгих 

дискуссий был назначен Анатолий Лысенко, 

президент Международной академии телевиде-

ния и радио [7]. 

Известные отечественные журналисты вы-

ступили с критикой запуска канала. Владимир 

Соловьев в интервью газете «Известия» сказал, 

что идея канала не сформулирована, поэтому 

«показать нечего», а целевая аудитория канала 

ему «непонятна» [8]. Павел Шеремет, работав-

ший в 90-ых годах на ОРТ вместе с Листьевым, 

предположил: «Второе издание Общественного 

телевидения имеет все шансы завершиться фар-

сом» [9]. Владимир Познер воздержался от кри-

тики, но заметил, что планируемый к запуску 

канал общественным телевидением по своей 

сути не является [10]. Проведенный в конце 

2011 года Всероссийским центром изучения 

общественного мнения опрос «Готовы Вы лично 

поддержать новый общественный телеканал фи-

mailto:agvernik@gmail.com


Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова                                                                                                                          2014, №5 

244 

нансово, или нет?» показал, что больше полови-

ны опрошенных (59%) отказались от оказания 

финансовой помощи формируемому СМИ [11].  

19 мая 2013 года Общественное телевиде-

ние России (ОТР) начало вещание. В этот же 

день Алексей Лысенко призвал не судить о те-

леканале по первому дню вещания, так как пол-

ноценную работу ОТР планировало начать в 

сентябре [12]. Но уже 23 июля 2013 года, то есть 

еще до начала полноценного вещания, Лысенко 

рассказал, что бюджет телеканала пуст [13]. 

Позже каналу был выделен кредит, который по-

мог продержаться еще полгода [14]. В начале 

2014 года финансовое состояние канала не 

улучшилось, и Лысенко заявил: «сегодня стро-

ить федеральный канал на те суммы, которые 

выделены – анекдотично» [15]. По словам гене-

рального директора, в ближайшее время СМИ 

может уволить до половины собственных со-

трудников, оптимизируя финансовые затраты. 

Кроме того, канал так и не сумел найти сторон-

ние источники финансирования, а правитель-

ство на слушаниях отказало ОТР в предоставле-

нии новых средств [16]. 

Стоит отметить, что за полгода своего су-

ществования ОТР не стало значительным ис-

точником новостей. Канал появился в федераль-

ном пакете цифровых  общероссийских обяза-

тельных общедоступных телеканалов и радио-

каналов цифрового телевидения «Первый муль-

типлекс», но смотреть его могут лишь те, чей 

телевизор оборудован способен принимать теле-

сигнал в формате DVB-T2, а это лишь малая 

часть присутствующих на рынке устройств.  

Одна из причин низкой популярности ОТР, 

по мнению автора, – низкая популярность теле-

канала в интернет-пространстве. Для анализа 

деятельности телеканала был взят YouTube-

канал ОТР, располагающийся по адресу: 

https://www.youtube.com/user/OTVrussia. Этот 

канал автором статьи был соотнесен со стати-

стикой двух других СМИ, которые сегодня счи-

таются лидерами в своей отрасли: «Дождь» и 

Russia Today (http://www.youtube. 

com/user/tvrainru/ и http://www.youtube.com 

/user/RussiaToday соответственно). Для анализа 

популярности телеканала ОТР в Интернете был 

взят за основу YouTube–канал потому, что 

именно этот сервис является наиболее использу-

емым видеохостингом в Интернете и телекана-

лы всего мира используют его для популяриза-

ции собственных выпусков. 

Для того, чтобы подтвердить тезис о низ-

кой популярности ОТР в Интернете, были вы-

числены следующие показатели для каждого из 

анализируемых телеканалов (ОТР, «Дождь» и 

Russia Today): среднее количество ежедневных 

выпусков, выкладываемых на YouTube–канал 

(КЕВ – количество ежедневных выпусков), 

среднее количество просмотров одного выпуска 

(КПВ – количество просмотров выпуска), а так-

же подсчитать соотношение показателей у рас-

сматриваемых каналов. 

Показатель КЕВ будет вычисляться по 

формуле 


 


                        (1) 

ОКВ – общее количество выпусков, выложен-

ных на YouTube–канале анализируемого телека-

нала, КД – количество дней, прошедших с даты 

публикации первого видео на канале. Для каж-

дого из анализируемых телеканалов возьмем 

общую дату публикации первого видео – ей бу-

дет соответствовать 31 октября 2012 [17]. Это 

самая поздняя дата публикации первого видео 

из всех трех YouTube-каналов. Таким образом, 

показатель КД будет одинаков для всех и соста-

вит 452 (расчеты производятся 26 января 2014) – 

именно столько дней прошло с 31.10.2012 до 

26.01.2014 года. 

Подсчитаем показатель ОКВ для каждого 

из анализируемых телеканалов. Для ОТР этот 

показатель равен 876, для «Дождя» – 684, для 

Russia Today – 1046. Данные были получены с 

помощью ручного подсчета контента YouTube–

каналов анализируемых телеканалов по состоя-

нию на 26.01.2014 года. 

Далее произведем расчет показателя КЕВ 

по указанной выше формуле. Полученные дан-

ные: КЕВ ОТР равен 1,9, КЕВ «Дождя» равен 

1,5, КЕВ Russia Today равен 2,3.  

На первый взгляд может показаться, что 

если ОТР выкладывает собственные видео чаще 

«Дождя» (показатель КЕВ у ОТР выше), то по-

казатель КПВ YouTube-канала ОТР должен 

быть выше. Проверим это утверждение. 

Показатель КПВ будет вычисляться по 

формуле 

KPB =
OKP

KB
                         (2) 

ОКП – общее количество просмотров выпусков, 

КВ – количество выпусков, выбранных для ана-

лиза. Для каждого из анализируемых телекана-

лов возьмем показатель КВ равным 680 – это 

количество выпусков, выложенных до 

31.10.2012 на YouTube–канале «Дождь». У 

YouTube-каналов ОТР и Russia Today количе-

ство выпусков, выложенных до 31.10.2012, вы-

ше, поэтому будет взят минимальный показа-

тель. 

Подсчитаем показатель ОКП для каждого 

из анализируемых телеканалов. Для ОТР этот 

показатель равен 328 464, для «Дождя» – 4 905 

938, для Russia Today – 14 131 640. Данные были 

http://www.youtube/
http://www.youtube.com/


Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова                                                                                                                          2014, №5 

245 

получены с помощью ручного подсчета количе-

ства просмотров контента YouTube-каналов 

анализируемых телеканалов по состоянию на 

26.01.2014 года. 

Произведем расчет показателя КПВ по ука-

занной выше формуле. Полученные данные: 

КПВ ОТР равен 483, КПВ «Дождя» равен 7 214, 

КПВ Russia Today равен 20 781.  

Как мы видим, среднее количество про-

смотров выпусков (показатель КПВ) ОТР на 

YouTube проигрывает выпускам «Дождя» в 15 

раз, а выпускам Russia Today – в 43 раза. 

Полученные данные подтверждают тезис 

автора о низкой популярности ОТР в Интернете. 

Несмотря на более высокое количество выпус-

ков против YouTube-канала СМИ «Дождь» (1,9 

против 1,5), среднее количество просмотров вы-

пуска ОТР проигрывает показателю телеканала 

«Дождь» в 15 раз. Можно смело утверждать, что 

подобные показатели не способствуют увеличе-

нию аудитории ОТР. Показатель КПВ напрямую 

влияет на рост аудитории телеканала: чем боль-

ше аудитория, тем больше среднее количество 

просмотров одного выпуска. Полученные пока-

затели говорят о том, что коллектив ОТР рабо-

тает на количество, но не на качество. На 

YouTube-канале ОТР больше выпусков, чем у 

«Дождя», но при этом общее количество их про-

смотров – ниже. 

Низкая популярность в Интернете сегодня 

может привести к отрицательным результатам в 

оффлайн-эфире. Первыми это поняли телекана-

лы «Дождь» и Russia Today. В то время как пер-

вый решил монетизировать онлайн-вещание [18] 

(как правило, на такой шаг идут после получе-

ния стабильной аудитории), второй заявил об 

установлении рекорда среди всех СМИ на 

YouTube – 1 млрд просмотров всех выпусков 

[19].  

После появления новости о грядущих 

увольнениях половины коллектива ОТР, рос-

сийский телеведущий Владимир Познер дал ин-

тервью «Русской службе новостей», в котором 

заявил о невозможности спасения ОТР и заявил, 

что закрытие канала станет наиболее благопри-

ятным исходом из сложившейся ситуации. Поз-

нер также отметил, что назначение Лысенко с 

самого начала было противоречивым решением: 

«Нынешний гендиректор выступал  категориче-

ски против его создания. Он говорил, что не 

нужно в России никакое общественное телеви-

дение. Я удивился, узнав, что назначили именно 

его» [20]. 

ОТР еще может стать успешным. Главное, 

что следует изменить – позицию руководства 

канала относительно назначения собственного 

продукта. В одном из первых интервью, связан-

ных с ОТР, Анатолий Лысенко заявил: «На 

нашем телеканале не будет слова «рейтинг»: 

зрителя надо перевоспитывать» [21]. Перевос-

питание зрителя – задача очень масштабная, и 

не под силу телеканалу, у которого отсутствует 

постоянный источник финансирования. Важная 

составляющая рейтинга в его современном по-

нимании – успешность в онлайн-пространстве, 

но руководство канала подобной цели перед со-

бой не ставило. Возможно, не последнюю роль в 

подобном состоянии дел сыграло государствен-

ное финансирование, которое должно было про-

должаться в течение неограниченного периода 

времени. К сожалению, ставка на формирование 

имиджа страны за рубежом [22] и создание но-

вого информационного агентства «Россия сего-

дня» [23] привела к отказу от дальнейшего мас-

штабного выделения денег на производство 

контента телеканалом ОТР. Без изменения стра-

тегии в онлайн-пространстве у канала нет буду-

щего. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

 

1. Общественно-правовое вещание [Элек-

тронный ресурс]. URL: 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Общественно-

правовое_вещание (дата обращения: 20.01.2014). 

2. Курская А. Общественное ТВ в мире: 

как это работает [Электронный ресурс]. URL: 

http://ria.ru/analytics/20120417/628500133.html 

(дата обращения: 20.01.2014). 

3. Убийство Владислава Листьева [Элек-

тронный ресурс]. URL: 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Убийство_Владислава

_Листьева (дата обращения: 20.01.2014). 

4. Первый канал (Россия) [Электронный 

ресурс]. URL: 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Первый_канал_(Росси

я) (дата обращения: 20.01.2014). 

5. Общественное ТВ заработает в России 

с 1 января 2013 года - Медведев [Электронный 

ресурс]. URL: 

http://ria.ru/media/20120417/628401390.html (дата 

обращения: 20.01.2014). 

6. Общественное ТВ на первом этапе бу-

дет финансироваться государством [Электрон-

ный ресурс]. URL: 

http://ria.ru/media/20120417/628410854.html (дата 

обращения: 20.01.2014). 

7. Деменик С. Гендиректором Обще-

ственного телевидения назначен Анатолий Лы-

сенко [Электронный ресурс]. URL: 

http://www.rbcdaily.ru/society/562949984350908 

(дата обращения: 20.01.2014). 

8. Позина А. Владимир Соловьев не по-

нимает, кому нужно Общественное телевидение 

России [Электронный ресурс]. URL: 



Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова                                                                                                                          2014, №5 

246 

http://izvestia.ru/news/535715 (дата обращения: 

20.01.2014). 

9. Второе издание Общественного теле-

видения имеет все шансы завершиться фарсом 

[Электронный ресурс]. URL: 

http://www.kommersant.ru/doc/2192728 (дата об-

ращения: 20.01.2014). 

10. Мослакова В. Общественное мнение о 

будущем общественного телевидения лишено 

оптимизма [Электронный ресурс]. URL: 

http://www.newizv.ru/politics/2013-05-29/183130-

otr-nachinaet-i.html (дата обращения: 20.01.2014). 

11. Готовы ли россияне финансово под-

держать новый общественный канал [Электрон-

ный ресурс]. URL: 

http://ria.ru/go_info/20120202/554689090.html 

(дата обращения: 20.01.2014). 

12. Общественное ТВ России начало ве-

щание [Электронный ресурс]. URL: 

http://ria.ru/society/20130519/938154621.html (да-

та обращения: 20.01.2014). 

13. Общественное телевидение России по-

тратило все деньги [Электронный ресурс]. URL: 

http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/07/13072

3_russian_public_tv_broke.shtml (дата обраще-

ния: 20.01.2014). 

14. Внешэкономбанк выделит Обществен-

ному телевидению России 250 млн руб [Элек-

тронный ресурс]. URL: 

http://ria.ru/media/20130918/964075840.html (дата 

обращения: 20.01.2014). 

15. Общественное телевидение заявляет о 

финансовых проблемах и ждет помощи [Элек-

тронный ресурс]. URL: 

http://ria.ru/society/20140121/990380449.html (да-

та обращения: 20.01.2014). 

16. Общественное телевидение России со-

кратят наполовину [Электронный ресурс]. URL: 

http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/01/14012

1_public_tv_cuts.shtml (дата обращения: 

20.01.2014). 

17. Вести Недели об Общественном ТВ 

[Электронный ресурс]. URL: 

https://www.youtube.com/watch?v=V5m-SobpNoQ 

(дата обращения: 20.01.2014). 

18. Китаева К. Телеканал «Дождь» вводит 

плату за доступ к своему вещанию в Интернете 

[Электронный ресурс]. URL: 

http://www.rbcdaily.ru/media/562949988949873 

(дата обращения: 20.01.2014). 

19. Канал Russia Today бьет в Интернете 

мировые рекорды посещаемости [Электронный 

ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/video/565664/ 

(дата обращения: 20.01.2014). 

20. Гончарова Н., Меркури И. Познер: Ны-

нешний гендиректор ОТР говорил, что не нужно 

в России никакое общественное телевидение. Я 

удивился, узнав, что назначили именно его 

[Электронный ресурс]. URL: 

http://rusnovosti.ru/guests/interviews/42618/300581

/ (дата обращения: 20.01.2014). 

21. Альперина С. Не будет слова «рей-

тинг» [Электронный ресурс]. URL: 

http://www.rg.ru/2012/10/18/otv-site.html (дата 

обращения: 20.01.2014). 

22. Путин запретил Минфину урезать фи-

нансирование ВГТРК, «Российской газете» и 

Russia Today [Электронный ресурс]. URL: 

http://www.gazeta.ru/business/news/2012/10/29/n_

2593217.shtml (дата обращения: 20.01.2014). 

23. Путин ликвидировал РИА Новости 

[Электронный ресурс]. URL: 

http://lenta.ru/news/2013/12/09/ria/ (дата обраще-

ния: 20.01.2014). 

 


